На Главную Сделать стартовой Добавить в Избранное  
 
Найти: на
       
-
Костромской Государственный Технологический Университет

Костромской Государственный Технологический Университет

Выпуск 2005

00-ТМ-4     ...     00-ТМ-5     ...     00-ТМ-7    ...
Главное Меню >> Новости сайта Студенты Фотки Форум для ТМщиков Гостевая Чат
! Нужное для ТМщика:
> Анкета
> Файловый архив
! Полезное для всех:
Официальный сайт КГТУ
> Студенческие приколы
Всё о Костроме
> Другие Студенческие сайты
Сюда не жать!
   
! Реклама
Доставка питьевой воды
 
Всегда свежий Анекдот:
 
 
Внутреннее убранство Троицкого собора
История Архитектура Троицкий собор
От первоначального убранства Троицкого собора сохранились три металлические двустворчатые двери, украшающие порталы центрального храма - вклад Д.И. Годунова. Двери были повреждены при взрыве, но впоследствии восстановлены, хотя положение пластин перепутано. Двери обиты медными листами с изображением пророческих и евангельских сюжетов, отдельные композиции обрамлены арнаментными валиками.

Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях : Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

Д.И.Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других городов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебрянные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них - сложная композиция "Родословное древо Иисуса Христа", включающая библейских "предков Христа" в медальонах и "Рождество Христово".

Вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском монастыре и в других храмах и монастырях образуют группу памятников живописи, отмеченную определенным единством стиля. Содержание произведений живописи говорит о широком охвате самой разнообразной тематики и иконографии, причем традиционные, канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств путем обращения к разным источникам, будь это византийские или западные произведения живописи или же впечатления живой натуры. В композициях нередки многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов. Красочная гамма строится на сочетании плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов, в живописи заметно ощущается желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица - с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

Около сорока лет, во второй половине XVI и начале XVII века, в Ипатьевском монастыре жизнь била ключом, и это не могло не оказать влияния на развитие искусства Костромы и ее округи. Из среды костромских иконописцев первой половины XVII века вышли такие видные мастера, как Любим Агеев и Василий Ильин, принимавшие участие в украшении стенописью Московского Успенского собора (1640-1642) и выступавшие самостоятельно в качестве руководителей работ в росписи храмов Костромы, Ярославля, Кириллова, Суздаля.

Обилие жанровых и реалистических мотивов в годуновской живописи оказало большое влияние на искусство костромских иконописцев XVII века. Можно говорить о прямом воздействии лицевых рукописей Ипатьевского монастыря на разработку новых сюжетов в монументальных росписях иконописцев Костромы.

В числе вкладов Годуновых немало предметов шитья - воздухи и покровы, употреблявшиеся в богослужении, плащаницы, пелены, священнические одежды. Из мастерских художественного шитья Годуновых выходили превосходные изделия. Рисунки и эскизы для вышивальщиц выполнялись иконописцами-знаменщиками, а затем с большим искусством переносились в шитье. Шитые иконы - та же живопись, созданная особой техникой; цветной фон, вышивка золотыми и серебряными нитями, многоцветными шелками, а иногда и скрученными вместе нитями разнообразными стежками и "в прикреп", создавали изысканные красочные и фактурные эффекты.

Образцом искусства годуновской вышивки является пелена с изображением "Троицы" - вклад Д.И. Годунова 1593 года (Оружейная палата). Средник иконы, близко повторяющий рублевскую Троицу, исполнен на малиновой ("червчатой") камке - камчатной, узорчатой ткани; обилие золотых и серебряных нитей создает мягкие переливы мерцающих тонов. Клейма со сценами бытия вышиты по синему фону. На створах сюжеты иллюстрируют историю Авраама и Лота; в пелене первые четыре композиции посвящены истории сотворения мира и человека, изгнания прародителей из рая, далее следует история Ноева ковчега, в которой представлено множество видов животных, а в конце, после рассказа об Аврааме и Лоте, - "Лествица Иакова" и "Неопалимая купина".

Среди произведений шитья Годуновых в Костромском музее - пелена с изображением св. Ипатия. Фигура Ипатия решена декоративно, в плоском силуэте; золотые и серебряные нити слегка подцвечены голубым и светло-оливковым шелком, лик расшит с большим вниманием мягкими переходами полутонов. Вокруг воздуха, которым покрывали богослужебные сосуды с изображением "агнца божия, закланного за грехи мира", вышита надпись, что он выполнен в дар Ипатьевскому монастырю по вкладу Д.И. Годунова в 1688 году. Другой воздух, большой (сударь), с изображением Христа, лежащего во гробе, имеет вкладную надпись Д.И. Годунова 1592 года; плащаница датирована 1604 годом, имеются и другие произведения шитья.

Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда, лампадницы. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица (ложечка для причастия) - сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На потире надпись: "Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом пречистые и живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ".

Монастырские описи изобилуют перечислением драгоценностей на окладах икон, складней металлических и каменных крестов. Среди предметов мелкой пластики - превосходный складень из черной кости с серебряными полями, украшенными золотой сканью: на одной стороне его изображен образ Богородицы Знамение, на другой - "Премудрость созда себе храм". София Премудрость представлена в образе женщины в хитоне с обнаженными плечами, рядом апостолы и сцена заклания тельца.

На протяжении XVII века в Ипатьевском монастыре велись работы по монументально-декоративным росписям, монастырская ризница обогащалась новыми вкладами икон и произведений прикладного искусства.

По преданию, Михаил Федорович распорядился о росписи палат бояр Романовых, и здесь были написаны картины "Наречение на царство", "Прощание с Костромой", "Плавание по Волге" и "Торжественный въезд в Москву".

Главное внимание обращено на украшение интерьера вновь построенного Троицкого собора. Сразу после возведения храма, в 1652-1653 годах, начата роспись папертей. В это время созданы композиции западной паперти, справа и слева от портала; стенопись выполнялась костромскими иконописцами под руководством главы артели - Василия Ильина. Фрески неоднократно поновлялись. В настоящее время они расчищены из-под записей; красочный слой имеет значительные утраты, но композиции сохранились полностью. Содержание фресок представляет большой интерес. Справа от портала - "Видение Иоанна Лествичника". Картина показывает, сколько препятствий следует преодолеть монашествующему чину, чтобы достичь райской обители. На вершине лестницы, ведущей в рай, - лишь одинокая фигура праведника.

Артель костромских иконописцев, расписавших храмы в Ярославле, Кириллове и других городах, в своем творчестве активно утверждала программу посадского сословия, критики официальной церкви.

В стенописи паперти Троицкого собора опытные мастера на сравнительно небольших простенках смогли многое рассказать. Сцены с большим количеством действующих лиц умело скомпонованы, рисунок отличается точностью и выразительностью характеристик. Труднее судить о колорите ввиду повреждения красочного слоя: сохранившиеся участки показывают, что стенопись выполнена в сложной и гармоничной колористической гамме в сочетаниях темно-синего фона, охряного пейзажа, белых палат, розово-красных, зелено-голубых и красно-коричневых одеяний.

В росписи западной паперти привлекают внимание архангелы по сторонам портала, один из них держит свиток в руках, записывая имена входящих в храм, другой - в воинских доспехах, с поднятым в руке мечом - охраняет вход в храм. Образы архангелов монументальны и величественны, эти фигуры могли быть написаны известным иконописцем, тогда еще молодым Гурием Никитиным. Впоследствии фрески паперти были частично прописаны при росписи главного помещения храма.

Работы по росписи Троицкого собора были прерваны, по-видимому, ввиду морового поветрия 1654 года и возобновлены три десятилетия спустя, в 1685 году. Во второй половине XVII века костромскую артель иконописцев возглавил Гурий Никитин, крупнейший мастер монументальной живописи этого времени. Клеймо на северной стене содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма: "(О бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Л)оги(нов)". Артель представляла собой слаженный коллектив талантливых художников-монументалистов. В 60-80-х годах XVII столетия Гурию Никитину "с товарыщи" поручались ответственные работы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе ростовского митрополита Ионы Сысоевича и в Ярославле, где в это время было немало своих перворазрядных иконописцев - Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, Лаврентий Севастьянов и другие.

В стенописи Троицкого собора ярко проявились особенности стиля костромской школы живописи, высоко ценимой современниками. Фрески созданы в традициях древнерусского искусства, как бы заново переосмысленных, в них сочетается эпический дух и глубоко человечная интерпретация событий Священной истории. Роспись органично связана с величественным интерьером храма.

Среди двунадесятых праздников в люнете западной стены разместилась композиция "Сошествие св. духа на апостолов". Сцена дана в "полном" иконографическом переводе, с изображением толпы людей, дивящихся чуду. Мотив этот впервые был введен в старовизантийское искусство с его пережитками эллинизма, но потом был забыт и появляется вновь в стенописях XVII века под влиянием общего тяготения к "достоверности" и эмоциональности трактовки сюжета. Группа мирян непринужденно расположилась в нижней части композиции. Женщины в нарядных, отороченных кружевом платочках по современной моде того времени стоят на коленях или сидят прямо на шашечном полу горницы с грудными детьми и малыми ребятами: фигуры даны в резких поворотах, сбоку или даже спиной к зрителю.

Стенопись главного помещения храма состоит из четырех ярусов, что при значительной высоте здания позволяет избежать излишней дробности композиций (в ярославских росписях обычным было членение на шесть, семь и даже восемь рядов). Верхний пояс рассказывает легенду о ветхозаветной Троице, в честь которой освящен храм. Во втором и третьем ярусах сверху излагается евангельская история о земной жизни Христа - притчи, исцеления, чудеса. Нижний ряд посвящен деяниям апостолов. В стенопись нижнего ряда включено несколько картин на тему библейской поэмы "Песнь песней", прославляющей символический союз Христа и церкви в виде двух возлюбленных. Столпы представлены изображениями мучеников, среди них в полном царском облачении Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В приделе Ипатия и Филиппа помещен цикл картин о жизни этих святых, сцена крещения Чета и т.д.

Художников привлекает изображение событий, которые позволяют раскрыть сильные, искренние чувства: скорбь об умершем, мольбу об исцелении, радость по случаю "воскрешения". Всмотримся внимательно в некоторые композиции.

На первом ярусе северной стены - фреска, рассказывающая о деяниях апостола Павла "Чудо в Троаде". Действие происходит в храме, где апостол произносит проповедь. Интерьер храма торжественно обрамлен портиком с колоннами, в центре - светильник с языками пламени. Слева - мать с ребенком на руках, у ее ног уснул старший сын. По легенде, мальчик спросонья свалился из окна второго этажа и разбился насмерть, но был чудесным образом воскрешен апостолом Павлом. В центре картины - фигура апостола, в стремительном движении склонившегося над мальчиком, вокруг все присутствующие с изумлением взирают на свершившееся "чудо".

На южной стене (первый ярус снизу справа) - композиция "Смерть Анании и Сапфиры". Тема ее - рассказ из деяний апостолов о том, как супруги Анания и Сапфира утаили свое богатство и дали в храм малое пожертвование, за что были наказаны смертью. На фреске показано два эпизода. На переднем плане, на фоне палат, означающих преддверие храма, стоят, оживленно жестикулируя, двенадцать апостолов, перед ними рабы поднимают бездыханное тело Сапфиры: один ухватил ее за плечи, другой держит за колени. Перед Сапфирой на полу лежит мешочек, из "которого высыпались монеты - утаенное золото. На втором плане двое слуг кладут тело Анании в саване в могилу. Вдали, за линией холмов, виднеется городок с кровлями домов и главками храмов. Композиция позволяет проследить преемственность различных эпох в развитии искусства. Прообразом подобного рода композиций послужила помпеянская фреска "Жертвоприношение Ифигении"' , затем композиция была использована в христианском искусстве в деяниях апостолов и воспроизведена в гравюре Библии Пискатора, изданной в Голландии в XVII веке, которой пользовались в числе других образцов русские иконописцы. Однако художники создали вполне оригинальное произведение.

Резной деревянный иконостас собора воздвигнут в 1756-1758 годах костромскими резчиками "Петром Золотаревым с артелью". "Тело" (конструкция) иконостаса состоит из ярусов, разделенных резными карнизами, между иконами поставлены колонки и резные кронштейны. В искусных руках резчиков дерево превратилось в виноградные лозы с гроздьями, бусинки, растительную плетенку и завитки. Резьба покрыта левкасом и позолочена, плоские фоновые части окрашены суриком. Большие резные киоты с тумбами установлены вокруг столбов.

В собор была поставлена выносная икона "Богоматерь Умиление", принесенная с посольством из Москвы в 1613 году. В настоящее время икона находится в экспозиции музея, она частично расчищена, но лик Богоматери еще скрывает запись более позднего времени.

Алексей Михайлович вложил в собор икону середины XIV века "Богоматерь - Мати молебница".

Из Троицкого собора происходит пядничная икона "Воскресение" ("Сошествие во ад". Костромской музей-заповедник). На подкладке из " тафты имеется надпись: "Образ Воскресения Христова 7190 (1682) году февр(аля) 2 день построен сей образ на нал(ой) в церковь живоначальное Троицы в Ипацкой монастырь по обещанию Чюдова монастыря монахом Афонасием иеродиаком". Манера письма иконы позволяет предполагать, что она создана в мастерской Гурия Никитина. Ее композиция повторяет фреску одноименного сюжета в стенописи Троицкого собора на центральном люнете южной стены.

В экспозиции музея есть произведение иконописи, автором которого, как свидетельствуют письменные источники, является Гурий Никитин. Это створки складня в киоте Казанской Богоматери. Складень был фамильной святыней иконописцев Никитиных из села Шунги. О том, что створки складня писал Гурий Никитин, сообщает иконописец Василий Никитин Вощин в своих "Записках", составленных в 1745 году. Это произведение - одна из ранних работ художника, датируется 60-ми годами XVII века. На створах изображены Благовещение и шесть "праздников".

Гурий Никитин вместе со своим учеником Василием Козьминым, как можно предполагать, написал превосходную икону "Федоровская Богоматерь в чудесах"' - список с патрональной святыни Костромы, дополненный двадцатью клеймами.

Облик Богородицы в среднике строг и суров, ее образ отмечен благородством и суровой грустью. Христос-младенец с тонкими обнаженными ножками выглядит хрупким и беспомощным, он горячо прижался щечкой, слегка улыбаясь, к лицу Богоматери.

Следуют сцены молебствования - по случаю обретения иконы, а затем перед сражением с татарами - о заступничестве.

Битва у Святого озера. На переднем плане - князь Василий Ярославич на коне, у его ног поверженные враги: на заднем плане воин держит икону Богоматери, от которой, по легенде, исходит огненное пламя. В благодарственном молебне участвуют воины, горожане и малыши в белых рубашонках, повернувшиеся с воздетыми руками лицом к иконе и спиною к зрителю. Цикл заканчивается композицией Покрова, в знак покровительства Богоматери городу Костроме.

В XVII веке в стенах монастыря написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Федоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Род Гурия Никитина записан в Синодике Богоявленского монастыря, хранящемся в Государственном архиве Костромской области. Как и другие иконописцы Костромы, это посадские люди, тесно связанные с трудовой средой города, часто они принадлежат беднейшей прослойке посадского населения. Об отце Гурия Никитина, Никите Григорьеве Кинешемцеве, в Писцовой книге сказано, что он "прожитком добре худ", то есть очень беден.

Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценная рукопись, получившая наименование по месту ее нахождения "Ипатьевская летопись". Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н. М. Карамзиным. "Ипатьевская летопись" написана в начале XV века, как полагают, в Пскове, она состоит из трех частей.

Первая часть - "Повесть временных лет", в редакции 1118 года. Вторая часть охватывает 1118-1199 годы - это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре. Третья - галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний; она доводит повествование до 1292 года.

Царь Михаил Федорович дал монастырю много дорогих церковных облачений. По-видимому, в царских мастерских была вышита превосходная пелена "Положение ризы Христовой". Сюжетом для нее послужило реальное историческое событие - положение в 1626 году в Московском Успенском соборе "ризы господней", присланной в дар московскому царю персидским шахом Аббасом. В церемонии принимают участие царь с царицей и патриарх Филарет (отец Михаила Федоровича) со свитой.

Монастырские описи начала XVIII века рассказывают об искусно сделанных предметах утвари в литье и чеканке. В Троицком соборе в то время имелось большое паникадило с тридцатью двумя шандалами (подсвечниками), украшенное "репьями и птицами медными" и увенчанное двуглавым орлом, - по-видимому, царский вклад. В XVII веке в Костроме было развито серебряное дело, имена мастеров-серебряников отмечают писцовые и дозорные книги города, среди них Федор и Микешка Жидо-вины. Лука Басков, Василий Осипов, Небесниковы. В Оружейной палате хранится кадило из церкви Николы Ратного в Костроме, выполненное, как об этом свидетельствует гравированная надпись, в 1665 году мастером Никифором Матвеевым сыном Гожевым. В фондах музея имеется несколько напрестольных крестов с вкладными надписями. На одном из них написано: "Лета 7190 (1681) декемъвриа въ день постройся сей честный крестъ ко храму Воскресения Христова зовомый на Дебри подаянием прихоцких людей за повелением пресвитера Антипы Павлова тщаниемъ иеродиакона Афанаина Чюдова монастыря что на Москве"; на обороте надпись: "Мощи еде присутствующих храма Благовещения пресвятыя богородицы сверху духовник государев протопресвитер Никита Васильевичь приложил". На другом кресте имеется надпись: "Лета 7202 (1694) марта в 30 состроися сии пресвятейший крестъ к церкви Преображения господня подаянием приходцких людей и иных верующих во спасение душ своих".

Кроме вышеорисанного в Троицком соборе и в монастыре находится еще много произведений древних мастеров.

© 2005 CompLexx All rights reserved. Terms of Use and Disclaimer
Отправить сообщение для Веб-мастера
Реклама на сайте
   
Хостинг от uCoz